Залог не нужен!

26/10/2016

Как инструмент кредитования вексель еще недостаточно хорошо освоен российским финансовым рынком. Но по сравнению с ситуацией, которая была еще год-два назад, положение изменилось кардинально. Сегодня выйти на вексельный рынок могут не только крупные предприятия, но и многие средние фирмы.

Чем хорош вексель

Вексельное кредитование интересно прежде всего динамично развивающимся компаниям, испытывающим дефицит оборотных средств. Чаще всего эта проблема решается с помощью банковских кредитов. Но кредитные возможности самих банков ограничены. А у вексельных программ есть ряд совершенно очевидных преимуществ. И к тому же иметь альтернативные источники финансирования всегда надежнее и выгоднее, чем обращаться к какому-то одному.

Выпуск векселей, как и кредит в банке, компании организуют под какой-то конкретный проект (создание сети магазинов, расширение производства, закупка оборудования и пр.). Как утверждают эксперты, ни один банк, даже самый крупный, не сможет прокредитовать предприятие в таких масштабах, как это позволяет сделать привлечение денег с фондового рынка.

– Специфика нашего бизнеса такова, что нам нужно постоянно вносить крупные суммы за автомобили на

условиях предоплаты, – рассказывает Марк Гойхман, финансовый директор компании «Автодина». – Поэтому одних банковских кредитов нам мало. Выход мы нашли, выпустив в 2001 году первыми среди автодилеров свои векселя. Как мы уже убедились, это более мобильная и гибкая система кредитования.

Действительно, у векселя есть уникальное преимущество. Это беззалоговое кредитование, обеспечиваемое только собственным оборотом и активами предприятия. Кроме того, этим инструментом удобно пользоваться для текущего финансирования предприятия.

– Преимущество вексельных займов в том, что их можно привлекать по мере необходимости для текущего финансирования бизнеса. Например, можно быстро организовать транш, если возникают кассовые разрывы, – отмечает Марк Гойхман.

Процедура выпуска векселей достаточно проста. Его не нужно регистрировать в уполномоченных государственных органах, не требуется уплачивать налог на операции с ценными бумагами. Более того, дисконты по векселям относятся на затраты предприятия, что позволяет уменьшить его налогооблагаемую базу.

Не менее важно и то, что компания, выпускающая вексель, не зависит от одного кредитора. Привлекая крупную сумму, она может разбить ее на части и выписать несколько векселей, которые попадут к разным инвесторам. В то время как получить под один проект несколько кредитов в нескольких банках довольно сложно. Кроме того, вексель, являясь ценной бумагой, может быть передан другому лицу или выставлен на торги на вторичном рынке ценных бумаг, что делает его в глазах инвестора более ликвидным, чем кредит.

– Привлекательность вексельного займа объясняется еще и тем, что он может быть структурирован в зависимости от параметров конкретного инвестиционного проекта или от так называемых денежных приходов, – комментирует Наталья Маркелова, руководитель департамента инвестиционных проектов Юниаструм Банка. – Предприятие может управлять своим долгом и рефинансировать его путем дополнительных эмиссий или досрочного выкупа векселей. Скажем, если после выпуска векселей в фирме случился большой приход денег, то она может выкупить свои долги раньше срока, и тогда стоимость займа для нее существенно сократится.

Но гораздо более значимым фактором для большинства компаний является возможность засветиться на фондовом рынке и создать себе публичную кредитную историю. Это, во-первых, работает на ее имидж. А во-вторых, дает ей возможность в дальнейшем брать более дешевые кредиты в банках и кредитоваться под залог собственных векселей.

– Выпуск векселей – хорошая самореклама, – подтверждает Виктор Сидельников, финансовый директор компании «МВР», занимающейся производством и торговлей алкогольной и безалкогольной продукцией. – Нам это помогает расширять поле своей деятельности, находить новых партнеров.

Есть свои преимущества у векселя и для инвестора. В случае отказа должника платить по векселям ему проще будет вернуть деньги, чем при невозврате кредита. Если вексель не будет погашен в срок, то инвестору достаточно опротестовать его у нотариуса (то есть сделать отметку о том, что вексель не оплачен) и после этого обратиться в суд общей юрисдикции за судебным приказом. Судебный приказ выдается автоматически – без рассмотрения дела в арбитражном суде – и является исполнительным документом, на основании которого можно обращать взыскание на имущество должника. Порядок упрощенного взыскания денег по неоплаченным векселям дисциплинирует векселедателя и укрепляет надежность векселя в глазах инвестора.

Кому это доступно?

Преимущества вексельных займов уже осознали практически все успешные предприятия. Но далеко не всем компаниям они доступны. Чтобы понять, может ли ваша фирма позволить себе выпуск векселей, ей придется обратиться к организаторам вексельных программ, которые проанализируют ее финансовое состояние. В роли таких организаторов выступают банки средней величины (например, такие, как «Зенит», «Адмиралтейский», Юниаструм Банк, Локо-банк и пр.) и инвестиционные компании (в Москве наиболее известны из них «Лидинг» и «Регион»). Крупные банки занимаются в основном облигационными займами: они гораздо масштабнее и доходнее, а потому интереснее для них.

Инвестиционная компания или банк, выступающие организатором программы, могут выкупить вексельный транш полностью или частично, а затем разместить векселя на вторичном рынке ценных бумаг. А могут и напрямую запустить векселя в обращение. Для компании-эмитента, конечно же, выгоднее, если ее бумаги будут сразу выкуплены какой-то одной структурой: в таком случае она сразу получит всю сумму займа. Но для организаторов это намного рискованнее.

– Главные условия, на которые мы обращаем внимание, когда анализируем состояние компании, это ее устойчивое финансовое положение и динамичное развитие на протяжении последних трех лет, – рассказывает Марина Комарова, начальник отдела вексельных программ финансово-инвестиционной компании «Лидинг». – Нам важно понять, сумеем ли мы продать на рынке бумаги того или иного эмитента. Ведь вексель – это такой же товар. После экспресс-анализа отказы составляют примерно 50%.

Жестких критериев, по которым можно было бы выделить потенциально привлекательные для вексельного рынка компании, нет. С одной стороны, шансов на успешную реализацию вексельной программы, безусловно, больше у крупных фирм. Ведь чем известнее и крупнее компания, тем проще ее вывести на рынок, тем ниже будут для нее ставки. Но с другой стороны, есть немало раскрученных компаний, предпочитающих оставаться в тени и скрывающих свои истинные доходы. А это значит, что привлечь внимание инвесторов к их ценным бумагам будет очень сложно.

– Нередко бывает так, что к нам обращается предприятие, продукция которого у всех на слуху, но мы смотрим на его прибыль в отчете и видим, что она составляет всего 150 тыс. рублей. Это значит, что весь бизнес ведется вчерную, – комментирует ситуацаию Марина Комарова. – Таким компаниям мы либо сразу отказываем, либо просим предоставить отчетность, которая будет отражать реальное состояние дел. Конечно, векселя можно выпускать и с убыточным балансом, это не запрещено. Но такие ценные бумаги просто никто не купит.

Организаторы вексельных программ признаются, что с небольшими компаниями они работают неохотно, поскольку это более рискованно. Во-первых, всегда есть угроза их поглощения более сильными конкурентами. Во-вторых, инвестиционные возможности таких компаний ограничены их активами. По общепринятому правилу, размер вексельного займа не может составлять больше 25% от оборота компании. Следовательно, чем компания крупнее, тем больше организаторы вексельной программы смогут на ней заработать.

– Здесь срабатывает так называемый «эффект масштаба»: есть разница, когда вы продаете векселей на 100 тыс. рублей или сразу на 10 млн., – продолжает Марина Комарова. – Организаторам, конечно, выгоднее продавать ценные бумаги большими траншами – на 10-50 млн. рублей. Хотя, в принципе, выпуск векселей на меньшую сумму тоже возможен. Весь вопрос в том, насколько компания, делающая этот шаг, будет интересна нам и рынку.

Если организаторы и соглашаются работать с небольшим предприятием, то в качестве компенсации риска, как правило, выдвигают дополнительные условия: либо завышают ставки, либо вводят кого-либо из своих людей в состав акционеров компании. И малым фирмам ничего не остается, как подчиниться. Однако до недавнего времени вексельный рынок был закрыт и для средних компаний, осуществляющих сравнительно небольшие по объему займы. От организаторов требовались титанические усилия, чтобы обеспечить более или менее устойчивое обращение таких векселей. Но сейчас все эксперты сходятся во мнении, что на рынке наступает новый этап. Инвесторы готовы финансировать не только крупные раскрученные предприятия.

Составляющие успеха

Кроме финансовой устойчивости предприятия, для организаторов вексельных программ важны и другие факторы. Прежде всего, это готовность ее руководителей раскрывать информацию о своем бизнесе (реальных денежных потоках, составе учредителей компании и пр.). От прозрачности и открытости фирмы в немалой степени будут зависеть стоимость и объем привлеченных ею средств.

– Вексельный рынок – публичный рынок, – акцентирует Наталья Маркелова из Юниаструм Банка. – Потенциальные инвесторы хотят больше знать о компании, векселя которой они собираются купить. Соответственно, чем больше они найдут информации для анализа в открытых источниках, тем легче им будет принять решение.

Изучая финансовое положение компании, организаторы вексельной программы запрашивают бухгалтерскую и управленческую отчетность (последнюю – на условиях конфиденциальности). Фирма должна будет рассказать обо всех своих прежних кредитных обязательствах (с какими банками сотрудничала, по каким ставкам брала кредит и т. д.). Еще два года назад такую информацию российские предприятия скрывали за семью печатями. Но сейчас отношение меняется: все больше компаний стремятся быть «белыми и пушистыми».

– Наша компания была совершенно другой до выхода на рынок публичных заимствований, – признает Артур Йордан, первый вице-президент группы компаний «НТ Компьютер», занимающейся продажей компьютеров и комплектующих. – Мы не участвовали в рейтингах, финансовую отчетность предоставляли только контролирующим инстанциям. Трудно было преодолеть привычку к закрытости. Но сейчас появилась ответственность не только перед компанией, но и перед теми людьми и организациями, которые приобрели наши векселя.

Другой немаловажный фактор, без которого вексельная программа может не состояться, – высокий образовательный уровень руководителей компании (как минимум, генерального и финансового директоров). Если у предприятия есть все условия для успешного выпуска своих векселей, но его финансисты не знают, что это такое, вряд ли кто-то с ним будет сотрудничать.

– Если топ-менеджеры компании плохо представляют, что такое вексель, какие возникают права и обязанности у векселедателя, то мы даже не будем с ними разговаривать, – предупреждает Марина Комарова. – Как правило, уже во время первого знакомства становится ясно, что из себя представляет руководитель, насколько ему можно доверять, будет ли он соблюдать финансовую дисциплину. Несмотря на то что мы оформляем сделку, строго соблюдая все юридические формальности, в большинстве случаев наше сотрудничество с компанией строится на неформальных отношениях.

Для успеха вексельной программы важен также удачный момент выхода на фондовый рынок, который реагирует на любые изменения – как политические, так и экономические. Поэтому даже если вексельная программа будет готова к запуску, то организатор может ее придержать. К примеру, нет смысла выходить на рынок, если он уже насыщен ценными бумагами, если в стране грядут глобальные перемены (выборы президента, смена кабинета правительства), если ожидается принятие какого-то важного закона о регулировании обращения ценных бумаг и т. д.

Оборотная сторона медали

Главный минус вексельных займов – высокие проценты за пользование заемными средствами: они всегда будут на 3-4 пункта выше, чем по банковским кредитам. Ставки колеблются от 14% до 27% годовых в рублях и зависят от внутренней рентабельности и доходности бизнеса компании, осуществляющей вексельную программу. С недавних пор ожесточились еще и требования со стороны организаторов: они стали внедрять так называемые ставки досрочного учета, позволяющие им в любой момент вернуть векселя обратно.

– Обязательное условие, которое мы предусматриваем в договоре, – выкуп долга компанией-векселедателем по первому нашему требованию. Это повышает безопасность компании-организатора. Мы считаем, что это требование – не самая высокая цена за то, что наши клиенты пользуются беззалоговыми деньгами, за то, что мы выводим их на рынок и формируем их кредитную историю, – комментирует Марина Комарова.

Расходы на подготовку выпуска векселей тоже немаленькие. За предварительный экспресс-анализ, включающий в себя опрос инвесторов, изучение финансовых и маркетинговых аспектов сделки, придется заплатить инвестиционной компании-организатору от $1500 до $5000. Причем деньги эти не вернутся, если результаты анализа будут не в пользу предприятия, желающего выпустить векселя. В случае успешного развития событий из полученной суммы следует также вычесть премию организатору, которая составляет от 0,5% до 2% от доходности по векселям. Но, как показывает практика, компании готовы нести такие затраты.

– Запуск программы стоил нам около $3500, – подсчитал Виктор Сидельников из компании «МВР». – Это расходы на финансовый анализ, подготовку и публикацию инвестиционного меморандума, проведение презентации, печать векселей на бланках. Вопросом дороговизны заемных средств мы не задавались и заранее понимали, что это будет недешево. Так или иначе, мы не в убытке, а наоборот, получаем прибыль.

Еще одним недостатком векселей является их бумажная форма. Векселедержателю придется нести расходы по их хранению и транспортировке (для погашения векселя необходимо доставить его векселедателю). Кроме того, если вексель будет утерян, его владелец лишится всех прав на причитающиеся деньги.

Для удобства обращения на вторичном рынке компании-организаторы нередко рекомендуют делать стандартизированные выпуски векселей – со стандартными номиналами (один или два миллиона рублей) и сроками погашения (до года). Но с другой стороны, такие ценные бумаги подпадают под определение эмиссионных бумаг, которые по закону должны облагаться налогом. Пока этого на практике не происходит. Но есть определенный риск, что рано или поздно у государства появится желание подвести такие векселя под налогообложение. Поэтому специалисты советуют избегать объявлений публичных траншей со стандартными сроками погашения и стандартным номиналом, дабы не провоцировать лишний раз чиновников.

Дополнительные возможности

Вексель – это не только средство привлечения денежных средств, но еще и средство расчета. Но расчеты векселями встречаются сегодня все реже. Многие российские компании относятся к ним настороженно. Поставщикам, подрядчикам, контрагентам неинтересно работать в кредит. Все предпочитают получать «живые» деньги.

– Мы стараемся не принимать в оплату векселя, потому что они обладают все-таки меньшей ликвидностью, чем денежные средства, – делится Виктор Сидельников. – Но все-таки частично такие расчеты у нас присутствуют, хотя имеют совсем небольшую долю (5-10%). Мы это делаем скорее для поддержания хороших отношений с партнерами, с которыми у нас наработаны тесные связи. Мы считаем, что такие расчеты допустимы только в тех случаях, когда вы полностью уверены в своем партнере.

Настороженное отношение к расчетам векселями вызвано еще и тем, что компании опасаются получить поддельные бумаги. Подделка векселей встречаются нередко, даже в тех случаях, когда они печатаются на специальных бланках, имеющих от 16 до 32 степеней защиты. Поэтому если вы обналичиваете вексель в банке, то там обязательно проверят его подлинность и запросят информацию от векселедателя. При прямых расчетах между компаниями провести такую тщательную проверку трудно. Можно, конечно, попросить оказать такую услугу банк, но это потребует дополнительных средств. И все же вообще вычеркивать из своих планов вексель как расчетное средство не стоит.

– Помимо того, что мы просто выпускаем векселя, мы стремимся к их продвижению вместе с нашими товарами. Векселедержатель может не просто продать наш вексель или погасить его в срок, но и использовать в качестве платежного средства за купленные у нас автомобили, – рассказывает Марк Гойхман из компании «Автодина». – Таким образом, мы убиваем сразу двух зайцев: увеличиваем ликвидность векселей и снижаем риск непогашения для клиента, у которого всегда есть возможность предъявить нам этот вексель в оплату за товар до окончания срока погашения.

В любом случае, интерес к векселям в России поступательно растет. Специалисты объясняют эту тенденцию прежде всего стабильным развитием экономики.

– Инвесторы понимают, что в российский бизнес сегодня выгодно вкладывать деньги, – заключает Марина Комарова.

ПОДГОТОВКА И РЕАЛИЗАЦИЯ ВЕКСЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ

  1. Устные переговоры, презентация условий работы компании-организатора
  2. Подписание договора о подготовке экспертного заключения, проведение экспресс-анализа компании-эмитента (от 2 недель до 2 месяцев)
  3. Подписание договора о подготовке информационного меморандума, распространение меморандума (от 2 недель до 1 месяца)
  4. Подписание соглашения о размещении векселей, выпуск векселей (1 неделя)
  5. На основании меморандума участники вексельного рынка решают, какой объем ресурсов они готовы вложить в бумаги данного эмитента (1-2 недели)
  6. Информирование инвесторов о состоянии дел компании-эмитента (в течение всего срока обращения векселей)
  7. Погашение векселей (1-2 дня)

ТРЕБОВАНИЯ К КОМПАНИИ-ВЕКСЕЛЕДАТЕЛЮ

  • Устойчивое финансовое положение.
  • Известность на рынке.
  • Информационная открытость.
  • Высококвалифицированный менеджмент.

Вексель – это долговое письменное обязательство одной стороны (векселедателя) безоговорочно уплатить другой стороне (векселедержателю) определенную сумму денег в определенном месте и в определенное время или по требованию векселедержателя.

«Автодина»

Группа компаний, основана в 1993 году. Ведущий вид деятельности – продажа новых иностранных автомобилей и запчастей, мототехники, гидротехники, аксессуаров. Более 150 сотрудников. Официальный дилер концерна Suzuki (объем продаж автомобилей Suzuki на конец 2003 года – 140-150 машин на сумму порядка $3,7 млн.).

Тел.: (495) 728-80-77

www.avtodina.com

«НТ Компьютер»

Компания образована в 1994 году. Продает компьютеры и комплектующие собственного и зарубежного производства через объединенную розничную и оптовую сеть компьютерных центров POLARIS и «Техмаркет Компьютерс» (34 магазина в пяти городах). Имеет семь региональных дистрибьюторских центров.

Тел.: (495)755-55-57

www.nt.ru

«Русский Инвестиционный Клуб»

Финансово-инвестиционная компания, предоставляющая брокерские услуги и услуги по управлению ценными бумагами на российском рынке, а также связанные с этими вопросами аналитические, юридические и финансовые консультации. Образована в 1994 году.

Тел.: (495) 231-36-45, 231-36-46

www.rusinvestclub.ru

Юниаструм Банк

Создан в 1994 году. Оказывает полный спектр услуг физическим и юридическим лицам. Фондовый центр банка входит в двадцатку ведущих операторов рынка акций ММВБ. Уставной капитал банка – 430 млн. руб., собственный – 637 млн. руб. Имеет семь отделений в Москве и филиалы в 17 городах России.

Тел.: (495) 744-04-04

www.uniastrum.ru

«МВР»

Группа компаний, производит и продает алкогольную и безалкогольную продукцию, а также продукты питания. Основана в 2002 году. Объединяет 10 самостоятельных предприятий. Общая численность сотрудников – около 1000 человек. Оборот за 9 месяцев 2003 года – 417 млн. руб.

Тел.: (495) 103-58-11

www.fpgmvr.ru




Покупка и продажа: векселя, бланки векселей — (495)517—09—43
Маркет Гид - Первый виртуальный ТРЦ Электронная коммерция
Альянс Медиа: Весь бизнес России Поддержка предпринимательства
РБК daily - ежедневная деловая газета Новости делового мира
Журнал СВОЙ БИЗНЕС - Чем хорош вексель
Журнал "Водяной знак" - Информация о производстве денег и ценных бумаг, производство защищенной продукции
Сайт управляется системой uCoz